shelder

Лотос Йога
Лотос Йога

(8442) 38-70-63, 8-988-987-94-47

Разновидности йоги

Хатха-йога

Это духовная практика, которая через работу с телом и дыханием позволяет вывести сознание человека на более высокий уровень. Психика и физическое тело взаимосвязаны. Если человек освобождается от мышечных закрепощений и энерегетических "блоков" – нарушений естественного течения тонкой энергии ("праны") в теле, это в свою очередь гармонизирует его сознание, делая его более ясным, уравновешенным, способным к точной концентрации и глубокому расслаблению, отсутствию постоянного потока надоедливых мыслей и беспокоящих эмоций. Это дает возможность укрепить здоровье и развить осознавание, чтобы в дальнейшем перейти к более сложным практикам работы с тонкой энергией и энергетическими центрами (чакрами), то есть к практике раджа йоги (без освоения хатха-йоги реально осуществлять более "тонкие" практики невозможно, если энергетические каналы загрязнены, а ум беспокоен, это будет просто бессмысленное фантазирование и самообман). Конечная цель традиционной практики йоги – духовная самореализация, просветление. Однако даже если человек не ставит перед собой духовных и мистических целей, он вполне успешно может заниматься хатха-йогой просто для обретения физического и ментального здоровья и жизненной энергии. "Сильное тело, спокойный ум" – как любит говорить о результатах практики йоги один из известных современных учителей, Шри К. Паттабхи Джойс.

В современном мире существует ряд наиболее известных школ хатха-йоги, каждая из которых представляет свой стиль практики. В западных странах наиболее известны стиль Аштанга-виньяса йога Шри К. Паттабхи Джойса (кратко его обычно называют просто "аштанга йога") и стиль йоги, разработанный Шри Б.К.С. Айенгаром, для краткости называемый "айенгар – йога". Оба эти выдающихся мастера в начале своей йогической практики учились у одного гуру – Шри Тирумалая Кришнамачарья (1889 - 1989), который в начале 1930-х годов открыл Йогашалу (школу йоги) в Майсоре (Южная Индия). До этого он много лет в качестве странствующего йогина бродил по Индии и Гималаям, обучаясь у разных Мастеров. Помимо хатха-йоги Кришнамачарья был выдающимся знатоком санскрита, индийской религии, философии и литературы, аюрведы и других мистических дисциплин. Помимо П.Джойса и Б.К.С. Айенгара известными учениками Кришнамачарьи были его сын Т.К.В. Десикачар (преподает мягкий терапевтический стиль "винийога"), и бывшая наша соотечественница, жительница Риги Индра Дэви, которая прожила более 100 лет, преподавая хатха-йогу в 50-60 годы в Голливуде, а зетем в Мексике (она была замужем за мексиканским дипломатом).

Аштанга-виньяса йога.

Традицию Шри Т. Кришнамачарьи в наши дни продолжает Шри К. Паттабхи Джойс (род. в 1916). Он обучает Аштанга-виньяса йоге так, как делал это его гуру. Аштанга-виньяса йога – это мощный динамический стиль, в котором выполнение асан неразрывно связано с движением и дыханием, а также концентрацией сознания на определенных точках. Йогические позы, асаны, перемежаются динамическими связками – виньясами, отсюда и название. Паттабхи Джойс описал основы стиля в своей книге "Йога Мала" (первое издание – 1958 год, в 1999 книга переведена на русский язык). Многие отмечают, что эта интенсивная практика как нельзя лучше подходит современным людям, живущим в быстротечном урбанизированном мире. Известно, что аштанга-виньясу практикуют такие популярные певцы как Мадонна и Стинг, актер Том Круз, фотомодель Кристи Тарлингтон.

Первые западные ученики Паттабхи Джойса, которые пришли к нему учиться еще в начале 1970-х, сейчас сами стали ведущими мировыми учителями аштанги – это американцы Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Эдди Штерн, итальянец Лино Миеле и другие. Паттабхи Джойс до сих пор преподает в своей школе в Майсоре, и даже выезжал с семинарами в США. Его преемником является его внук Шарат Рангасвами, помогающий ему проводить занятия в Индии и на Западе.

Практика аштанга-виньясы приносит очень эффективные результаты на всех уровнях, однако для успешного освоения традиционных комплексов необходимо изначально иметь неплохую физическую форму. Это может быть и природная гибкость, и привычка вести активный образ жизни. Если же человек давно не занимался элементарной физкультурой, то практика даже 1-го (самого начального) уровня Аштанга-виньяса йоги может стать для него непосильным "вызовом", который приведет к ненужной перегрузке, а если быть торопливым и неосторожным, то даже к травмам. Поэтому в тех центрах, которые ориентируются на классическую Аштанга-виньяса йогу, в начальных группах, как правило, проводятся занятия в приближенном к традиционному, но более простом режиме.

Йога Айенгара.

Другим направлением хахта йоги, которое так же популярно на Западе, является статическая йога Шри Б. К. С. Айенгара (род. в 1918). Он также был учеником Кришнамачарьи, который направил его в Пуну для развития йоги в этом городе. В последствии в Пуне Айенгар одним из первых столкнулся с необходимостью обучать европейцев и американцев, которые в начале 60-х годов начали проявлять стабильный интерес к йоге. Шри Б.К.С. Айенгар является автором классических книг по хатха-йоге – "Прояснение Йоги" (первое издание 1964 год, в книге описания и фотографии около 600 асан) и "Прояснение Пранаямы" (обе книги выходили на русском в начале 1990-х годов) Несмотря на то, что сам он достиг замечательных результатов в практике асан благодаря мощному, динамическому стилю Аштанга-виньясы (сохранился даже кинофильм 1938 года, где молодой Айенгар вместе со своим учителем выполняют "продвинутые" комплексы) для негибких западных учеников он разработал свою, статическую систему, в которой большое внимание уделил травмобезопасности и, чтобы упростить освоение сложных поз, включил использование подручных средств: ремней, "кирпичей", "одеял", "валиков". >Кроме того, в системе Б. К. С. Айенгара используются более простые асаны, которые дольше удерживаются, и даже самый неподготовленный человек может заниматься йогой Айенгара не боясь получить серьезную травму. Большое внимание уделяется тщательной "отстройке" асаны, буквально "выставляется" чуть ли не каждый палец ноги и т.п. Несмотря на преклонный возраст, Айенгар до сих пор преподает в своей школе йоги в Пуне, вместе с дочерью Гитой Айенгар. Для тех, кого заинтересовал этот стиль, в Москве можно рекомендовать Центр Йоги Айенгара, есть подобные центры и в некоторых других городах России и СНГ.

Кроме того, известны не столь широко популярные в западном мире, но весьма уважаемые в самой Индии, школы Дхирендры Брахмачари и Свами Шивананды.

Школа Дхирендры Брахмачари.

Свое начало эта школа ведет от знаменитого духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, который по преданию прожил около 300 лет. Именно он передал одному из своих учеников - Дхирендре Брахмачари - свои познания в искусстве йоги: крийях, асанах и сукшма-вияме.

Линию ученической преемственности хатха-йоги стиля Дхирендры Брахмачари (1925 - 1994) в наши дни представляет мастер Бал Мукунд Сингх, йогашала которого находится в Дели. В этой школе большое внимание уделяется очистительным упражнениям (в разных масштабах они существуют во всех школах йоги), которые называются "крийи" и подготавливают тело для дальнейшей работы в асанах. Это и промывание носоглотки водой, "заглатывание" бинта для очищения пищевода, промывание кишечника и т.п. Сами же позы удерживаются в этой системе довольно длительное время, как в йоге Айенгара, но используются так же и динамические упражнения, ("сукшма вьяма") – это всевозможные быстрые вращения руками и ногами, которые помогают разогреть тело и "размять" суставы, чтобы в дальнейшем более глубоко войти в асану. Этот стиль запоминается некоторым количеством "необычных", порой очень сложных, асан, которые не встречаются в других школах.

Школа Свами Шивананды.

Свами Шивананда (1887-1963), йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще одного пустившего корни на Западе направления хатха-йоги, часто его называют "шивананда йога". Выходец из тамильской брахманской семьи, в молодости Свами работал врачом в Малазии, помимо лечения пропагандируя йогу и аюрведу, а также организовал много благотворительных клиник для бедных слоев населения. Затем он отправляется странствовать, ведет суровую жизнь аскета, получает посвящение в мистический орден Сарасвати, путешествует по Южной Индии и Гималаям. В 1940-х годах он организовал в Ришикеше "Лесную академию Йоги и Веданты". На Запад, в США, этот стиль привез его ученик и преемник Свами Вишнудевананда (род. в 1927), написавший известную "Полное иллюстрированное руководство йоги", в которой описаны и изображены около 140 асан. Практика асан в этой школе статическая, в качестве разминки используется динамический комплекс "Сурья Намаскар" (приветствие солнцу), однако такой тщательной "остройки" асан, как в айенгар-йоге, нет. Обычно в школах направления Свами Шивананды, как в США, так и в Индии, изучается "Пурна Йога" (полная йога), т.е. комплекс из хатха (асаны и пранаямы), бхакти (поклонение Богу), карма (бескорыстный труд), и джняна (изучение священных текстов) йоги.

Бихарская школа йоги.

Другим знаменитым учеником Свами Шивананды был Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у Свами Шивананды он отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках йоги и тантры у разных Мастеров. В 1963 году он основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик йоги и тантры средствами западной науки. Также там началось обучение западных учеников. Свами Сатьянанда Сарасвати автор многих книг по хатха и кундалини йоге, тантре и медитации, некоторые из которых переведены на русский язык. Известен своими исследованиями и успешным применением тантрической практики "йога – нидры" (йоги психического сна). Хатха-йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на йогатерапию, и включает в себя простые асаны (выполняемые в статике), очистительные процедуры, пранаямы. Стиль практики асан в основном не отличается от школы Шивананды, и больший интерес вызывают работы по медитативным, тантрическим системам, кундалини йоге и т.п, которые, однако, без непосредственно руководства авторитетного учителя, могут служить большей частью как ознакомительная литература, а не пособие для самостоятельной практики. В 1983 году Свами Сатьянанда оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, готовясь к уходу в махасамадхи, и общаяясь только с близким кругом учеников.